Главная
 
      (8442) 385857
  Законодательная база Виды экспертиз Публикации Сертификаты Контакты  
Федеральный закон о судебно-экспертной деятельности в РФ
 

Настоящий Федеральный закон определяет правовую основу, принципы судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации (далее - судебно-экспертная деятельность) и порядок ее осуществления в конституционном, гражданском, уголовном, административном судопроизводстве, судопроизводстве в арбитражных судах.
Производство судебной экспертизы с учетом особенностей отдельных видов судопроизводства регулируется Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 года N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (далее - Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации") и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе.

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) аккредитация судебно-экспертных организаций - официальное признание компетентности юридического лица (или его отдельных структурных подразделений) в сфере судебно-экспертной деятельности в добровольном порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
2) валидация (оценка пригодности) методического обеспечения судебной экспертизы - это подтверждение путем исследования и представления объективных доказательств того, что выполняются конкретные требования к специфическому целевому использованию методического обеспечения в судебно-экспертной деятельности;
3) заключение эксперта - письменный документ, оформленный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, отражающий ход и результаты судебно-экспертного исследования;
4) образцы для сравнительного исследования - объекты материального мира, отображающие свойства или особенности живого человека, животного, трупа, предмета, документа, материала или вещества, а также технологии, информационные массивы, системы, пробы и другие образцы, необходимые для проведения судебно-экспертного исследования и дачи заключения эксперта;
5) повреждение (уничтожение) объекта исследования (его части) - изменение свойств и состояния объекта исследования в результате применения физических, химических, биологических методов при проведении исследований;
6) проба - представительная часть образца, характеризующая объект исследования;
7) руководитель судебно-экспертной организации (далее также - руководитель) - директор или начальник (заведующий) государственной судебно-экспертной организации (подразделения), руководитель негосударственной судебно-экспертной организации;
8) сертификат компетентности судебного эксперта - документ, подтверждающий квалификацию физического лица на проведение судебно-экспертных исследований, выдаваемый в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;
9) сертификация компетентности судебного эксперта - установление в добровольном порядке соответствия компетентности физического лица требованиям, предъявляемым при проведении определенного вида судебно-экспертных исследований, и определение уровня его квалификации для осуществления надлежащим образом конкретных действий при производстве судебной экспертизы;
10) сертификация методического обеспечения судебной экспертизы - подтверждение соответствия методического обеспечения требованиям, предъявляемым к специфическому целевому использованию методик, методов и средств в области судебной экспертизы;
11) экспертная специальность - комплекс знаний, умений и навыков, приобретенных лицом, имеющим профессиональное образование, путем целенаправленной подготовки в целях исследования объектов экспертизы определенного рода, вида и подвида (предметная специализация) или применения методов исследования объектов экспертизы (методная специализация);
12) специальные знания - система знаний и практических навыков в области конкретной науки, техники, искусства или ремесла, приобретаемых путем специальной подготовки и (или) профессионального опыта;
13) судебная экспертиза - процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом судом, судьей, дознавателем, следователем, органом (должностным лицом), в производстве которого находится дело об административном правонарушении, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу;
14) судебный эксперт - лицо, соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации, которому в процессе судопроизводства в порядке, установленном Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации" и процессуальным законодательством Российской Федерации, поручено производство судебной экспертизы;
15) судопроизводство - регулируемая Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации" и процессуальным законодательством Российской Федерации деятельность суда или судьи в ходе конституционного судопроизводства, судебного производства по гражданским и уголовным делам, по делам об административных правонарушениях, по экономическим спорам и иным делам, рассматриваемым арбитражными судами, а также деятельность дознавателя, следователя при возбуждении уголовного дела, проведении дознания и предварительного следствия.
 

Статья 2. Судебно-экспертная деятельность.

Судебно-экспертная деятельность осуществляется в процессе судопроизводства судебно-экспертными организациями (подразделениями) и судебными экспертами (далее также - эксперт), состоит в производстве, организации судебной экспертизы и их научно-методическом обеспечении.

Статья 3. Правовая основа судебно-экспертной деятельности.

1. Правовой основой судебно-экспертной деятельности являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации", другие федеральные законы, а также принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие организацию и производство судебной экспертизы.
2. Если международным договором, ратифицированным Российской Федерацией, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о судебной экспертизе, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Статья 4. Основная задача судебно-экспертных организаций.

Основной задачей судебно-экспертных организаций (подразделений) является оказание содействия судам, судьям, следователям, дознавателям, органам (должностным лицам), в производстве которых находятся дела об административных правонарушениях, в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла.

Статья 5. Содержание судебно-экспертной деятельности.

Содержание судебно-экспертной деятельности включает:
производство судебной экспертизы в конституционном судопроизводстве;
производство судебной экспертизы по уголовным, гражданским делам, делам об административных правонарушениях, экономическим спорам и иным делам, рассматриваемым арбитражными судами;
организацию научных исследований в области судебной экспертизы, научно-методического и информационного обеспечения судебной экспертизы, подбора, профессиональной подготовки и повышения квалификации судебных экспертов.

Статья 6. Принципы судебно-экспертной деятельности.

Судебно-экспертная деятельность основывается на принципах:
1) соблюдения законности;
2) соблюдения прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, прав и законных интересов юридического лица;
3) независимости судебного эксперта;
4) научной обоснованности, объективности, всесторонности и полноты судебно-экспертных исследований;
5) использования научно-технических средств и методов при проведении судебно-экспертных исследований;
6) соблюдения профессиональной этики судебного эксперта.

Статья 7. Соблюдение законности при осуществлении судебно-экспертной деятельности.

1. Судебно-экспертная деятельность осуществляется при условии точного исполнения требований Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных правовых актов, составляющих правовую основу указанной деятельности.
2. Нарушение законодательства Российской Федерации при осуществлении судебно-экспертной деятельности недопустимо и влечет за собой установленную ответственность.

Статья 8. Соблюдение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, прав и законных интересов юридического лица при осуществлении судебно-экспертной деятельности.

1. Судебно-экспертная деятельность осуществляется при неуклонном соблюдении равноправия граждан, их конституционных прав на свободу и личную неприкосновенность, достоинство личности, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, а также иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
2. Судебно-экспертные исследования (далее - исследования), требующие временного ограничения свободы лица или его личной неприкосновенности, проводятся только на основаниях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.
3. Лицо, полагающее, что действия (бездействие) руководителя судебно-экспертной организации (подразделения) или эксперта привели к ограничению прав, свобод и законных интересов человека и гражданина либо прав и законных интересов юридического лица, вправе обжаловать указанные действия (бездействие) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 9. Независимость судебного эксперта.

1. При производстве судебной экспертизы эксперт независим, он не может находиться в какой-либо зависимости от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, сторон и других лиц, заинтересованных в исходе дела. Эксперт дает заключение, основываясь на результатах проведенных исследований в соответствии со своими специальными знаниями. Эксперт самостоятелен в выборе средств и методов исследования. При этом выбранные экспертом средства и методы не должны противоречить законодательству Российской Федерации.
2. Не допускается воздействие на эксперта со стороны судов, судей, дознавателей, следователей, а также иных государственных органов, организаций, объединений и отдельных лиц в целях получения заключения в пользу кого-либо из участников процесса или в интересах других лиц.
3. Лица, виновные в оказании воздействия на эксперта, подлежат ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 10. Научная обоснованность, объективность, всесторонность и полнота экспертных исследований. Использование научно-технических средств и методов при проведении судебно-экспертных исследований.

1. Эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме.
2. Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить научную обоснованность и достоверность сделанных выводов.
3. Применение при производстве экспертных исследований методик, методов и средств допускается, если они отвечают принципам законности и нравственным критериям общества, эффективны, отвечают требованиям безопасности, научно обоснованы, прошли валидацию, сертификацию методического обеспечения судебной экспертизы.
4. Допускается применение методического обеспечения судебной экспертизы, не прошедшего валидацию, сертификацию, научное обоснование которого приводится в тексте заключения эксперта.

Статья 11. Соблюдение профессиональной этики судебного эксперта.

Эксперт добровольно возлагает на себя обязательства неуклонно выполнять этические нормы, правила профессионального поведения и взаимоотношений экспертов для достойного выполнения своего профессионального долга.

Статья 12. Объекты исследований.

1. Объектами исследований являются вещественные доказательства, документы, предметы, живые лица и их состояния, животные, трупы и их части, пробы и образцы для сравнительного исследования, технологии, информационные массивы, системы, процессы, а также другие материалы, необходимые для проведения судебной экспертизы.
2. При проведении исследований объекты исследований с разрешения органа или лица, назначивших судебную экспертизу, могут быть повреждены или использованы только в той мере, в какой это необходимо для проведения исследований и дачи заключения. Указанное разрешение должно содержаться в постановлении или определении о назначении судебной экспертизы либо соответствующем письме.
3. Повреждение объектов исследований, произведенное с разрешения органа или лица, назначивших судебную экспертизу, не влечет за собой возмещения ущерба их собственнику судебно-экспертной организацией (подразделением) или экспертом.
4. В случае, если транспортировка объекта исследования в судебно-экспертную организацию невозможна, орган или лицо, назначившие судебную экспертизу, обеспечивают эксперту беспрепятственный доступ к указанному объекту и возможность его исследования.

Статья 13. Судебно-экспертные организации.

1. Государственными судебно-экспертными организациями являются специализированные организации и экспертные подразделения федеральных органов исполнительной власти, Следственного комитета Российской Федерации, созданные для организации и производства судебной экспертизы.
2. Негосударственными судебно-экспертными организациями являются некоммерческие организации (некоммерческие партнерства, частные учреждения или автономные некоммерческие организации), созданные в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", осуществляющие судебно-экспертную деятельность в соответствии с уставами.
3. В штате негосударственной судебно-экспертной организации должно состоять не менее одного работника, для которого данное место работы является основным и квалификация которого подтверждена сертификатом компетентности судебного эксперта.
4. Судебно-экспертные организации (подразделения) создаются и ликвидируются в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
5. Компетентность судебно-экспертных организаций (подразделений) может подтверждаться добровольной аккредитацией в сфере судебно-экспертной деятельности, осуществляемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
6. Судебно-экспертные организации (подразделения) одного и того же профиля осуществляют деятельность по организации и производству судебной экспертизы, основываясь на теории судебной экспертизы, едином научно-методическом подходе к экспертной практике, профессиональной подготовке и специализации экспертов.
7. Государственные судебно-экспертные организации (подразделения) производят судебную экспертизу в соответствии с профилем, определенным для них соответствующими федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации.
8. Правительством Российской Федерации может устанавливаться перечень судебных экспертиз, проводимых исключительно государственными судебно-экспертными организациями (подразделениями).
9. Федеральные органы исполнительной власти определяют для государственных судебно-экспертных организаций (подразделений) территории обслуживания. Государственные судебно-экспертные организации (подразделения) в обязательном порядке проводят судебную экспертизу для судов, органов дознания, органов предварительного следствия, Следственного комитета Российской Федерации, расположенных на соответствующих территориях обслуживания.
В случае невозможности производства судебной экспертизы в государственной судебно-экспертной организации (подразделении), обслуживающей указанную территорию, в связи с отсутствием эксперта конкретной специальности, необходимой материально-технической базы и расходных материалов либо специальных условий для проведения исследований судебная экспертиза для указанных выше органов и судов может быть произведена государственными судебно-экспертными организациями (подразделениями), обслуживающими другие территории.
10. Если назначаемая экспертиза не входит в перечень судебных экспертиз, проводимых исключительно государственными судебно-экспертными организациями (подразделениями), то судебная экспертиза может быть проведена негосударственным судебным экспертом вне зависимости от территориального расположения.
11. Проведение судебных экспертиз по решению суда, судьи, следователя, дознавателя, органа (должностного лица), в производстве которого находятся дела об административных правонарушениях, может быть поручено физическим лицам, которые соответствуют требованиям, установленным частями первой, пятой статьи 15 настоящего Федерального закона, но не являются работниками судебно-экспертных организаций.
12. Деятельность судебно-экспертных организаций (подразделений) по организации и производству судебной экспертизы для других государств осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Статья 14. Судебный эксперт.

1. В качестве судебного эксперта может выступать государственный судебный эксперт или негосударственный судебный эксперт, соответствующий требованиям, установленным статьей 15 настоящего Федерального закона.
2. Государственным судебным экспертом является работник (сотрудник) государственной судебно-экспертной организации (подразделения), производящий судебную экспертизу в порядке исполнения своих должностных обязанностей.
3. Негосударственным судебным экспертом является работник негосударственной судебно-экспертной организации, производящий судебную экспертизу в порядке исполнения своих должностных обязанностей, а также другое физическое лицо, которое соответствует требованиям, установленным частями первой, пятой статьи 15 настоящего Федерального закона, не является работником судебно-экспертной организации и которому поручено производство судебной экспертизы органом или лицом, ее назначившим.
4. Судебный эксперт исполняет обязанности и имеет права, установленные настоящим Федеральным законом, Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации" и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.
5. Не может поручаться производство судебной экспертизы лицам, признанным в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными, а также лицам, имеющим непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленных преступлений. Иные обстоятельства, исключающие участие лица в качестве судебного эксперта, предусматриваются процессуальным законодательством Российской Федерации.
6. В течение трех лет со дня соответствующего юридического факта судебным экспертом не может быть лицо:
1) судимость которого погашена или снята в установленном законом порядке;
2) освобожденное от уголовной ответственности за совершение умышленного преступления по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части третьей статьи 24, статьей 25, пунктом 3 части первой статьи 27, статьей 28 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации;
3) лишенное сертификата компетентности судебного эксперта;
4) действие сертификата компетентности судебного эксперта которого прекращено по основаниям, предусмотренным статьей 19 настоящего Федерального закона.
7. Органы дознания, предварительного следствия и суд в судебном разбирательстве, органы (должностные лица), в производстве которых находятся дела об административных правонарушениях, вправе обращаться к судебному эксперту только в связи с порученной ему судебной экспертизой и данным им заключением.
8. Судебный эксперт может быть допрошен только по данному им заключению и лично проведенным исследованиям, а также в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации. Запрещается допрос судебного эксперта до дачи им заключения.
9. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти ведет государственный реестр судебных экспертов.
10. На судебных экспертов распространяются меры государственной защиты, предусмотренные Федеральным законом от 20 апреля 1995 года N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов".

Статья 15. Профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые к эксперту.

1. Экспертом может быть физическое лицо, обладающее специальными знаниями.
2. Должность эксперта в государственных судебно-экспертных организациях (подразделениях) может занимать гражданин Российской Федерации, имеющий высшее профессиональное образование и прошедший последующую подготовку по конкретной экспертной специальности в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, Следственного комитета Российской Федерации. Должность эксперта в экспертных подразделениях в области внутренних дел может также занимать гражданин Российской Федерации, имеющий среднее профессиональное образование по специальности "судебная экспертиза".
3. Должность эксперта в негосударственных судебно-экспертных организациях может занимать гражданин Российской Федерации, имеющий высшее профессиональное образование и прошедший последующую подготовку по конкретной экспертной специальности.
4. Сертификация компетентности судебных экспертов осуществляется экспертно-квалификационными комиссиями, создаваемыми федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации с участием негосударственных судебных экспертов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Уровень квалификации экспертов подлежит пересмотру указанными комиссиями каждые пять лет.
5. До поручения производства судебной экспертизы лицу, обладающему специальными знаниями и не имеющему сертификата компетентности судебного эксперта, указанное лицо должно представить суду, судье, следователю, дознавателю, органу (должностному лицу), в производстве которого находится дело об административном правонарушении, сведения, касающиеся возможности производства судебной экспертизы (в том числе о наличии необходимого оборудования), а также имеющиеся документы об образовании, специальности, наличии стажа работы в качестве судебного эксперта и иные данные, свидетельствующие об его компетентности и надлежащем уровне квалификации.
По требованию суда, судьи, следователя, дознавателя, органа (должностного лица), в производстве которого находится дело об административном правонарушении, лицо, указанное в предыдущем абзаце, обязано представить заверенные в нотариальном порядке копии имеющихся документов об образовании, специальности, о наличии стажа работы в качестве судебного эксперта.

Статья 16. Сертификация компетентности государственного судебного эксперта.

1. Сертификация компетентности государственного судебного эксперта осуществляется один раз в пять лет путем сдачи им квалификационного экзамена с выдачей сертификата компетентности судебного эксперта. При возникновении обоснованных сомнений в надлежащем уровне квалификации судебного эксперта проводится внеочередное подтверждение его компетентности.
2. Прием квалификационных экзаменов и выдача (лишение) сертификата компетентности судебного эксперта по определенной экспертной специальности осуществляются экспертно-квалификационными комиссиями, указанными в части четвертой статьи 15 настоящего Федерального закона.
3. Порядок проведения сертификации компетентности государственных судебных экспертов, в том числе внеочередной, а также порядок деятельности экспертно-квалификационных комиссий определяются Правительством Российской Федерации.

Статья 17. Сертификация компетентности негосударственного судебного эксперта.

1. В целях определения уровня квалификации судебный эксперт, являющийся работником негосударственной судебно-экспертной организации, а также лицо, обладающее специальными знаниями, не являющееся работником судебно-экспертной организации, которые осуществляют судебно-экспертную деятельность, в добровольном порядке подтверждают свою компетентность путем сдачи квалификационного экзамена экспертно-квалификационным комиссиям, указанным в части четвертой статьи 15 настоящего Федерального закона, с выдачей сертификата компетентности судебного эксперта в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
2. При возникновении обоснованных сомнений в надлежащем уровне квалификации лиц, указанных в части первой настоящей статьи, проводится внеочередное подтверждение их компетенции.
3. Порядок проведения сертификации компетентности лиц, указанных в части первой настоящей статьи (в том числе внеочередного подтверждения компетентности), устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 18. Порядок и условия выдачи, отказа в выдаче сертификата компетентности судебного эксперта.

Порядок и условия выдачи, отказа в выдаче сертификата компетентности судебного эксперта устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 19. Приостановление, прекращение действия и лишение сертификата компетентности судебного эксперта.

1. Порядок и условия приостановления, прекращения действия и лишения сертификата компетентности судебного эксперта устанавливаются Правительством Российской Федерации.
2. Прекращение действия сертификата компетентности судебного эксперта осуществляется в случаях:
1) неоднократного нарушения лицом законодательства Российской Федерации при осуществлении судебно-экспертной деятельности;
2) невозможности исполнения лицом обязанностей судебного эксперта вследствие недостаточного уровня квалификации, подтвержденного результатами его сертификации;
3) уклонения лица от прохождения сертификации;
4) признания лица вступившим в законную силу решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным, умершим либо безвестно отсутствующим;
5) утраты лицом гражданства Российской Федерации;
6) освобождения лица от уголовной ответственности за совершение умышленного преступления по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части третьей статьи 24, статьей 25, пунктом 3 части первой статьи 27, статьей 28 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации;
7) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица.
3. Сведения о приостановлении, прекращении действия и лишении сертификата компетентности судебного эксперта вносятся в государственный реестр судебных экспертов.

Статья 20. Государственный реестр судебных экспертов.

1. Сведения о судебных экспертах, получивших в установленном порядке сертификат компетентности судебного эксперта, вносятся в Государственный реестр судебных экспертов, статус, цели, порядок формирования и использования которого устанавливаются Правительством Российской Федерации.
2. В государственный реестр судебных экспертов вносятся следующие сведения:
1) фамилия, имя, отчество судебного эксперта, получившего сертификат компетентности судебного эксперта;
2) номер контактного телефона, почтовый адрес и адрес электронной почты, по которым осуществляется связь с судебным экспертом, получившим сертификат компетентности судебного эксперта;
3) дата выдачи сертификата компетентности судебного эксперта и номер данного сертификата;
4) дата и основание приостановления, прекращения действия или лишения сертификата компетентности судебного эксперта.
Внесение сведений о судебном эксперте осуществляется с учетом ограничений, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
3. Суд, судья, следователь, дознаватель, орган (должностное лицо), в производстве которого находится дело об административном правонарушении, руководитель судебно-экспертной организации поручает ее производство судебному эксперту, сведения о котором внесены в Государственный реестр судебных экспертов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью одиннадцатой статьи 13 настоящего Федерального закона.

Глава 2. ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА РУКОВОДИТЕЛЯ
И ЭКСПЕРТА СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ)

Статья 21. Обязанности руководителя судебно-экспертной организации (подразделения).

1. Руководитель судебно-экспертной организации (подразделения) обязан:
1) иметь высшее профессиональное образование и пройти последующую подготовку в области судебной экспертизы;
2) по получении постановления или определения о назначении судебной экспертизы поручить ее производство конкретному эксперту или комиссии экспертов данной организации (подразделения), которые обладают специальными знаниями в объеме, требуемом для ответов на поставленные вопросы;
3) разъяснить эксперту или комиссии экспертов их обязанности и права;
4) по поручению органа или лица, назначившего судебную экспертизу, предупредить эксперта об ответственности за дачу заведомо ложного заключения;
5) обеспечить контроль за соблюдением сроков производства судебных экспертиз, полнотой и качеством проведенных исследований, не нарушая принцип независимости эксперта;
6) по окончании исследований направить заключение эксперта, возвратить объекты исследований и другие материалы, необходимые для проведения судебной экспертизы, в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу;
7) обеспечить условия, необходимые для сохранения конфиденциальности исследований и их результатов;
8) не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с организацией и производством судебной экспертизы, в том числе сведения, которые могут ограничить конституционные права граждан, а также сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую федеральным законом тайну.
2. Руководитель обязан обеспечить условия, необходимые для проведения исследований:
1) наличие оборудования, приборов, материалов и средств информационного обеспечения;
2) соблюдение правил техники безопасности и производственной санитарии;
3) сохранность представленных объектов исследований и других материалов, необходимых для производства судебной экспертизы.
3. Руководитель не вправе:
1) истребовать без постановления или определения о назначении судебной экспертизы объекты исследований и другие материалы, необходимые для производства судебной экспертизы;
2) самостоятельно без согласования с органом или лицом, назначившими судебную экспертизу, привлекать к ее производству лиц, не работающих в данной организации;
3) давать эксперту указания, предрешающие содержание выводов по конкретной судебной экспертизе;
4) сообщать кому-либо о результатах судебной экспертизы, за исключением органа или лица, ее назначивших.

Статья 22. Права руководителя судебно-экспертной организации (подразделения).

1. Руководитель вправе:
1) возвратить без исполнения постановление или определение о назначении судебной экспертизы, представленные для ее производства объекты исследований и материалы дела, если в данной организации нет эксперта конкретной специальности, необходимой материально-технической базы, расходных материалов либо специальных условий для проведения исследований, указав мотивы, по которым производится возврат;
2) для обеспечения полноты исследования самостоятельно принимать решение о проведении комиссионной (в том числе комплексной) экспертизы, в руководимой им организации, по представленным в соответствии с постановлением (определением) о назначении экспертизы материалам, организовать ее производство;
3) ходатайствовать перед органом или лицом, назначившим судебную экспертизу, о включении в состав комиссии экспертов лиц, не работающих в данной организации, если их специальные знания необходимы для дачи заключения;
4) ходатайствовать перед органом или лицом, назначившим судебную экспертизу, о привлечении судебного эксперта иностранного государства;
5) организовывать производство судебной экспертизы с участием других организаций, указанных в постановлении или определении о назначении судебной экспертизы;
6) передавать часть обязанностей и прав, связанных с организацией и производством судебной экспертизы, своему заместителю, а также руководителю или работнику (сотруднику) структурного подразделения организации, которое он возглавляет;
7) требовать от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, возмещения расходов, связанных с:
а) компенсацией за хранение транспортной организацией поступивших на судебную экспертизу объектов исследований, за исключением штрафов за несвоевременное их получение данной организацией;
б) транспортировкой объектов исследований после их исследования, за исключением почтовых расходов;
в) хранением объектов исследований в судебно-экспертной организации (подразделении) после окончания производства судебной экспертизы сверх сроков, установленных Правительством Российской Федерации;
г) ликвидацией последствий взрывов, пожаров и других экстремальных ситуаций, явившихся результатом поступления в данную организацию объектов исследований, имеющих повышенную опасность, если орган или лицо, назначившие судебную экспертизу, не сообщили руководителю об известных им специальных правилах обращения с указанными объектами исследований или они были в ненадлежащей упаковке;
д) командированием эксперта к месту расположения недвижимого или нетранспортабельного объекта исследования.
2. Руководитель судебно-экспертной организации вправе заключать договоры о проведении исследований для юридических и физических лиц, требующих использования специальных знаний, с учетом ограничений, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Статья 23. Обязанности эксперта.

1. Эксперт обязан:
1) принять к производству порученную ему руководителем судебно-экспертной организации (подразделения) судебную экспертизу;
2) провести полное исследование представленных ему объектов исследований и других материалов, необходимых для производства судебной экспертизы, дать обоснованное и объективное заключение по поставленным перед ним вопросам;
3) составить мотивированное письменное сообщение о невозможности дать заключение и направить данное сообщение в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу, если поставленные вопросы выходят за пределы специальных знаний эксперта, объекты исследований и другие материалы, необходимые для производства судебной экспертизы, непригодны или недостаточны для проведения исследований и дачи заключения и эксперту отказано в их дополнении, современный уровень развития науки не позволяет ответить на поставленные вопросы;
4) не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с производством судебной экспертизы, в том числе сведения, которые могут ограничить конституционные права граждан, а также сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую федеральным законом тайну;
5) обеспечить сохранность представленных объектов исследований и других материалов, необходимых для проведения экспертизы.
2. Эксперт также исполняет обязанности, предусмотренные Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации" и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.
3. Эксперт не вправе:
1) вступать в личные контакты с участниками процесса, если это ставит под сомнение его незаинтересованность в исходе дела;
2) самостоятельно собирать для производства судебной экспертизы доказательства;
3) сообщать кому-либо о результатах судебной экспертизы, за исключением руководителя судебно-экспертной организации (подразделения), в которой он работает (служит), органа или лица, ее назначивших;
4) уничтожать объекты исследований либо существенно изменять их свойства без разрешения органа или лица, назначивших судебную экспертизу.
4. Государственный судебный эксперт также не вправе:
1) принимать поручения о производстве судебной экспертизы непосредственно от каких-либо органов или лиц, за исключением руководителя государственной судебно-экспертной организации (подразделения);
2) осуществлять судебно-экспертную деятельность в качестве негосударственного судебного эксперта.
5. Эксперт или судебно-экспертная организация (подразделение) не вправе отказаться от производства порученной им судебной экспертизы в установленный судом срок, мотивируя это отказом стороны, на которую судом возложена обязанность по оплате расходов, связанных с производством судебной экспертизы, осуществить оплату назначенной экспертизы до ее проведения. Оплата судебной экспертизы производится в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации.

Статья 24. Права эксперта.

1. Эксперт вправе:
1) ходатайствовать перед руководителем судебно-экспертной организации (подразделения) о привлечении к производству судебной экспертизы других экспертов данной организации, если это необходимо для проведения исследований и дачи заключения;
2) делать подлежащие занесению в протокол следственного действия или судебного заседания заявления по поводу неправильного истолкования участниками процесса его заключения или ответов на поставленные ему вопросы;
3) обжаловать в установленном законом порядке действия (бездействия) органа или лица, назначивших судебную экспертизу, если они нарушают права эксперта;
4) составить мотивированное письменное сообщение о невозможности выполнить экспертизу в срок, который установлен органом (лицом), ее назначившим, и ходатайствовать о его продлении.
2. Независимо от вида судопроизводства судебный эксперт имеет право:
1) знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету судебной экспертизы;
2) подавать ходатайство о предоставлении дополнительных материалов;
3) давать заключение в пределах своей компетенции по вопросам, хотя и не поставленным в постановлении (определении) о назначении судебной экспертизы, но имеющим отношение к предмету экспертного исследования;
4) с разрешения органа или лица, которые назначили судебную экспертизу, присутствовать при проведении следственных или судебных действий и заявлять ходатайства, касающиеся предмета судебной экспертизы;
5) подавать жалобы на действия лица, в производстве которого находится дело, и иных лиц, если эти действия нарушают права судебного эксперта.
3. Эксперт также имеет права, предусмотренные Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации" и процессуальным законодательством Российской Федерации.

Статья 25. Ограничения при организации и производстве судебной экспертизы.

1. Судебно-экспертной организации (подразделению) не может быть поручено производство судебной экспертизы, а в случаях, когда указанное производство начато, оно немедленно прекращается, если руководитель данной организации (подразделения) лично, прямо или косвенно заинтересован в исходе дела либо имеются обстоятельства, указывающие на его заинтересованность в исходе дела.
2. Эксперт подлежит отводу от участия в производстве судебной экспертизы, а если она ему поручена, обязан немедленно прекратить ее производство при наличии оснований, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации.

Глава 3. ПРОИЗВОДСТВО СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Статья 26. Основания производства судебной экспертизы в судебно-экспертной организации (подразделении).


1. Основаниями производства судебной экспертизы в судебно-экспертной организации (подразделении) являются определение суда, постановления судьи, дознавателя, следователя, определение органа (должностного лица), в производстве которого находится дело об административном правонарушении. Судебная экспертиза считается назначенной со дня вынесения соответствующего определения или постановления.
2. Орган или лицо, назначившие судебную экспертизу, представляют объекты исследований и другие материалы, необходимые для проведения исследований и дачи заключения эксперта.
3. Орган или лицо, назначившие судебную экспертизу, получают образцы для сравнительного исследования и приобщают их к делу в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации. В необходимых случаях получение образцов осуществляется с участием эксперта, которому поручено производство судебной экспертизы, или специалиста.
4. В случае, если получение образцов для сравнительного исследования является частью исследований и осуществляется экспертом с использованием представленных на судебную экспертизу объектов исследований, после завершения судебной экспертизы указанные образцы возвращаются в орган или лицу, которые ее назначили.


Статья 27. Производство дополнительной и повторной судебных экспертиз.


1. Дополнительная судебная экспертиза назначается в случае недостаточной ясности или полноты заключения, при возникновении дополнительных вопросов в отношении ранее исследованных объектов исследований, если это нельзя устранить в соответствии с процессуальным законодательством, и поручается тому же или другому эксперту (комиссии экспертов).
2. Повторная судебная экспертиза назначается в связи с возникшими у суда, судьи, дознавателя, следователя, органа (должностного лица), в производстве которого находится дело об административном правонарушении, сомнениями в правильности или обоснованности ранее данного заключения (по тем же вопросам в отношении тех же объектов исследований и образцы для сравнительного исследования), а также наличием противоречий в выводах эксперта или экспертов, в том числе содержащихся в нескольких заключениях, и поручается другому эксперту или другой комиссии экспертов.


Статья 28. Производство единоличной и комиссионной судебной экспертизы.


1. Единоличная судебная экспертиза - экспертиза, порученная одному эксперту, которым производится исследование и дается заключение. Если комплексное исследование производится одним экспертом в связи с тем, что он владеет несколькими экспертными специальностями, необходимыми для решения интеграционного вопроса, оно считается единоличным.
Комиссионная судебная экспертиза производится не менее чем двумя экспертами одной экспертной специальности.
2. Комиссионный характер судебной экспертизы определяется органом или лицом, ее назначившим, либо руководителем судебно-экспертной организации.
3. Комиссия экспертов согласует цели, последовательность и объем предстоящих исследований, исходя из необходимости решения поставленных перед ней вопросов.
4. В составе комиссии судебных экспертов, которой поручено производство судебной экспертизы, каждый эксперт проводит исследования в полном объеме с последующим совместным анализом полученных результатов.
5. Придя к общему мнению, эксперты составляют и подписывают совместное заключение или сообщение о невозможности дачи заключения. В случае возникновения разногласий между экспертами каждый из них или эксперт, который не согласен с другими, дает отдельное заключение.

Статья 29. Производство комплексной судебной экспертизы.

1. Комплексная судебная экспертиза назначается в случаях, когда установление обстоятельств, имеющих значение для дела, возможно лишь путем проведения исследований с использованием разных специальных знаний.
2. Организация и производство комплексной судебной экспертизы возлагаются на руководителя судебно-экспертной организации (подразделения) либо на руководителей нескольких судебно-экспертных организаций (подразделений). Ведущая судебно-экспертная организация (подразделение) определяется органом или лицом, назначившим экспертизу.
3. Руководитель судебно-экспертной организации (подразделения) вправе также самостоятельно принять решение о проведении комплексной судебной экспертизы в руководимой им судебно-экспертной организации (подразделении) и организовать ее производство по представленным вместе с постановлением, определением о назначении экспертизы материалам, если это требуется для обеспечения полноты исследования, дачи ответа на поставленные вопросы.
4. При производстве комплексной судебной экспертизы экспертами разных экспертных специальностей каждый из них проводит исследования в пределах своих специальных знаний.
5. Один из экспертов указанной комиссии может выполнять роль эксперта-организатора; его процессуальные функции не отличаются от функций остальных экспертов.
6. В заключении экспертов, участвующих в производстве комплексной экспертизы, указывается, какие исследования и в каком объеме провел каждый эксперт, какие факты он установил и к каким выводам пришел.
7. Каждый эксперт, участвующий в производстве комплексной судебной экспертизы, подписывает ту часть заключения, которая содержит описание проведенных им исследований, и несет за нее ответственность.
8. Общий вывод делают эксперты, компетентные в оценке полученных результатов и формулировании данного вывода. Если основанием общего вывода являются факты, установленные одним или несколькими экспертами, это должно быть указано в заключении. В случае возникновения разногласий между экспертами каждый из них вправе дать отдельное заключение по всем или некоторым вопросам, вызвавшим разногласия.
9. Если эксперт обладает достаточными знаниями, необходимыми для комплексного исследования, он вправе дать единое заключение по исследуемым им вопросам.

Статья 30. Присутствие участников процесса при производстве судебной экспертизы в судебно-экспертной организации (подразделении).

1. При производстве судебной экспертизы могут присутствовать те участники процесса, которым такое право предоставлено процессуальным законодательством Российской Федерации, с разрешения органа или лица, назначивших судебную экспертизу.
2. Участники процесса, присутствующие при производстве судебной экспертизы с согласия органа или лица, назначивших судебную экспертизу, не вправе вмешиваться в ход исследований, но могут давать объяснения и задавать вопросы эксперту, относящиеся к предмету судебной экспертизы.
3. При составлении экспертом заключения, а также на стадии совещания экспертов и формулирования выводов, если судебная экспертиза производится комиссией экспертов, присутствие участников процесса не допускается.
4. В случае, если участник процесса, присутствующий при производстве судебной экспертизы, создает препятствия производству судебной экспертизы, эксперт вправе приостановить исследование и ходатайствовать перед органом или лицом, назначившими судебную экспертизу, об отмене разрешения указанному участнику процесса присутствовать при производстве судебной экспертизы.

Статья 31. Заключение эксперта или комиссии экспертов и его содержание.

1. На основании проведенных исследований с учетом их результатов эксперт от своего имени или комиссия экспертов дают письменное заключение и подписывают его. Подписи эксперта или комиссии экспертов удостоверяются печатью судебно-экспертной организации. По требованию органа или лица, назначившего судебную экспертизу, подпись эксперта, не являющегося работником судебно-экспертной организации, на заключении должна быть удостоверена, в том числе нотариально.
2. В заключении эксперта или комиссии экспертов должны быть отражены:
1) дата, время и место производства судебной экспертизы;
2) основания производства судебной экспертизы;
3) сведения об органе или о лице, назначивших судебную экспертизу;
4) сведения о государственной судебно-экспертной организации (подразделении), в том числе о наличии аттестата аккредитации судебно-экспертной организации, об эксперте (фамилия, имя, отчество, наличие образования, специальности, сертификата компетентности судебного эксперта с указанием его номера, органа, его выдавшего, даты выдачи, стажа экспертной работы по данной экспертной специальности, ученой степени и ученого звания, занимаемой должности), которому поручено производство судебной экспертизы;
или сведения о негосударственной судебно-экспертной организации, в том числе о наличии аттестата аккредитации судебно-экспертной организации, об эксперте (фамилия, имя, отчество, наличие образования, стажа экспертной работы по данной экспертной специальности, ученой степени, ученого звания, занимаемой должности, сертификата компетентности судебного эксперта с указанием его номера, органа, его выдавшего, даты выдачи), которому поручено производство судебной экспертизы;
или сведения о негосударственном судебном эксперте (фамилия, имя, отчество, наличие образования, специальности, стажа работы в качестве судебного эксперта, ученой степени, ученого звания, места работы, занимаемой должности, наличия сертификата компетентности судебного эксперта с указанием его номера, органа, его выдавшего, даты выдачи), которому поручено производство судебной экспертизы;
5) сведения о предупреждении эксперта в соответствии с законодательством Российской Федерации об ответственности за дачу заведомо ложного заключения;
6) вопросы, поставленные перед экспертом или комиссией экспертов;
7) объекты исследований и другие материалы, необходимые эксперту для производства судебной экспертизы и представленные ему;
8) сведения об образцах или пробах, полученных в ходе исследования, в том числе в ходе экспертного осмотра по месту нахождения объекта исследования;
9) сведения об участниках процесса, присутствовавших при производстве судебной экспертизы;
10) ход, содержание и результаты исследований с указанием примененных методических материалов;
11) оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам.
3. Если при производстве судебной экспертизы эксперт установит обстоятельства, которые имеют значение для дела, но по поводу которых ему не были поставлены вопросы, то он вправе указать на них в своем заключении.
4. Материалы, иллюстрирующие заключение эксперта или комиссии экспертов, прилагаются к заключению и служат его составной частью. Документы, фиксирующие ход, условия и результаты исследований, хранятся в судебно-экспертной организации (подразделении) в установленном порядке. По требованию органа или лица, назначивших судебную экспертизу, указанные документы предоставляются для приобщения к делу. Эксперт, не являющийся работником судебно-экспертной организации, передает все документы и материалы органу или лицу, назначившему судебную экспертизу.

Глава 4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ)

Статья 32. Финансовое обеспечение деятельности судебно-экспертных организаций (подразделений).

1. Деятельность государственных судебно-экспертных организаций (подразделений) финансируется за счет средств федерального бюджета и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
2. Производство судебных экспертиз федеральными бюджетными судебно-экспертными учреждениями сверх установленного государственного задания включается в состав судебных издержек и производится по постановлениям (определениям) судов и правоохранительных органов за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, государственных и общественных внебюджетных фондов, а также за счет органа или лица, назначившего экспертизу или ходатайствующего об ее назначении.
3. Государственные судебно-экспертные организации с учетом ограничений, предусмотренных законодательством Российской Федерации, вправе проводить на основании заключенных договоров:
1) исследования для физических и юридических лиц, требующие использования специальных знаний;
2) судебные экспертизы по гражданским делам, экономическим спорам и иным делам, рассматриваемым арбитражными судами, делам об административных правонарушениях;
3) научные исследования в области судебной экспертизы;
4) научно-методическое и информационное обеспечение судебной экспертизы;
5) профессиональную подготовку и повышение квалификации судебных экспертов;
6) сертификацию компетентности судебных экспертов, методического обеспечения судебной экспертизы.
4. Негосударственные судебно-экспертные организации с учетом ограничений, предусмотренных законодательством Российской Федерации, вправе проводить на основании заключенных договоров:
1) исследования для физических и юридических лиц, требующие использования специальных знаний;
2) судебные экспертизы по уголовным, гражданским делам, экономическим спорам и иным делам, рассматриваемым арбитражными судами, делам об административных правонарушениях;
3) научные исследования в области судебной экспертизы.
5. Порядок определения платы и расходования средств, полученных от осуществления видов деятельности, указанных в частях третьей и четвертой настоящей статьи, определяется законодательством Российской Федерации.
5. Оплата стоимости судебных экспертиз, проводимых негосударственными судебными экспертами, которые не являются работниками судебно-экспертной организации, осуществляется на основании заключенных договоров.

Статья 33. Организационное и научно-методическое обеспечение деятельности судебно-экспертных организаций (подразделений).

1. Организационное обеспечение деятельности государственных судебно-экспертных организаций (подразделений) осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации.
2. Научно-методическое обеспечение производства судебных экспертиз, а также профессиональная подготовка и повышение квалификации судебных экспертов осуществляются в государственных судебно-экспертных организациях и в образовательных учреждениях, перечень которых устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти с учетом ограничений, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
3. Для рассмотрения наиболее важных вопросов развития судебной экспертизы, имеющих межведомственный характер, реализации мер по обеспечению единого научно-методического подхода и формированию мер государственного регулирования судебно-экспертной деятельности создается Межведомственная комиссия при Правительстве Российской Федерации по проблемам судебной экспертизы. Порядок формирования и деятельности Комиссии определяется Правительством Российской Федерации.

Статья 34. Информационное обеспечение деятельности государственных судебно-экспертных организаций (подразделений).

1. Организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности обязаны безвозмездно предоставлять по запросам руководителей государственных судебно-экспертных организаций (подразделений) информацию, необходимую для проведения судебных экспертиз, образцы или каталоги своей продукции, техническую и технологическую документацию и другие информационные материалы, необходимые для производства судебной экспертизы, для создания и обновления методической и нормативной базы судебной экспертизы. При этом государственные судебно-экспертные организации (подразделения) обеспечивают неразглашение полученных сведений, составляющих государственную, коммерческую или иную охраняемую федеральным законом тайну.
2. Государственная судебно-экспертная организация (подразделение) вправе ходатайствовать перед судом, судьей, дознавателем, следователем, органом (должностным лицом), в производстве которого находится дело об административном правонарушении, о получении по окончании производства по делам предметов, являвшихся вещественными доказательствами, для использования в экспертной, научной и учебно-методической деятельности.

Статья 35. Кадровое обеспечение деятельности судебно-экспертных организаций (подразделений).

1. Подготовка работников (сотрудников) государственных судебно-экспертных организаций (подразделений) осуществляется образовательными учреждениями высшего профессионального образования. Специальная подготовка и повышение квалификации проводятся в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации.
2. Специальная подготовка и повышение квалификации по соответствующей экспертной специальности лиц, которые не являются работниками (сотрудниками) государственных судебно-экспертных организаций (подразделений), за исключением лиц, указанных в части одиннадцатой статьи 13 настоящего Федерального закона, осуществляются в государственных судебно-экспертных организациях и в образовательных учреждениях, перечень которых устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти с учетом ограничений, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
3. Для обеспечения надлежащего уровня квалификации работники (сотрудники) судебно-экспертных организаций и лица, обладающие специальными знаниями, не являющиеся работниками судебно-экспертных организаций, которые получили сертификат компетентности судебного эксперта, один раз в пять лет должны пройти повышение квалификации в соответствии со специальностью и подтвердить уровень своих профессиональных знаний.
4. Изучение потребностей в подготовке, специализации и повышении квалификации экспертов, а также разработка предложений по удовлетворению этих потребностей осуществляются федеральными органами исполнительной власти, к сфере управления которых относятся государственные судебно-экспертные организации, Следственным комитетом Российской Федерации.

Статья 36. Охрана государственной судебно-экспертной организации (подразделения).

Охрана государственной судебно-экспертной организации (подразделения) обеспечивается руководителем органа исполнительной власти, Следственного комитета Российской Федерации, к сфере управления которого относится данная организация, и финансируется за счет средств федерального бюджета, а также за счет других источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Глава 5. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
В ОБЛАСТИ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 37. Международное сотрудничество в области судебно-экспертной деятельности.

Судебно-экспертные организации (подразделения) вправе в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливать международные связи с органами и службами иностранных государств, осуществляющими судебно-экспертную деятельность, с целью проведения совместных научных исследований, обмена научной и методической информацией, профессиональной подготовки и повышения квалификации судебных экспертов.

Статья 38. Проведение судебной экспертизы по поручению компетентного органа иностранного государства.

1. Судебная экспертиза может проводиться по поручению компетентного органа иностранного государства, с которым Российская Федерация имеет международный договор. В этих случаях применяется законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором, ратифицированным Российской Федерацией.
2. Оплата стоимости судебной экспертизы осуществляется по договоренности между заказчиком и исполнителем судебной экспертизы.

Статья 39. Проведение судебной экспертизы с привлечением судебных экспертов иностранного государства.

1. Орган или лицо, назначившие судебную экспертизу, вправе ходатайствовать о привлечении специалистов иностранных государств в области судебной экспертизы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, по собственной инициативе либо по ходатайству руководителя судебно-экспертной организации (подразделения).
2. Проведение судебной экспертизы с участием судебных экспертов иностранных государств осуществляется в порядке, установленном Уголовно-процессуальным, Гражданским процессуальным, Арбитражным процессуальным кодексами Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а также настоящим Федеральным законом.
3. Плата иностранным специалистам за участие в судебной экспертизе и возмещение других расходов, связанных с ее проведением, осуществляются по договоренности сторон.

Глава 6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 40.

Поручить Правительству Российской Федерации обеспечить приведение нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Статья 41.

1. Настоящий Федеральный закон распространяется на производство судебных экспертиз, за исключением судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз.
2. До вступления в силу Федерального закона "О судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертизе в Российской Федерации" судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертиза проводятся в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 23, ст. 2291; 2002, N 1, ст. 2; 2009, N 26, ст. 3122) (далее - Федеральный закон "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации").
3. При производстве судебных экспертиз, за исключением судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз, Федеральный закон "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" не применяется со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Статья 42.

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.
2. Части третья и четвертая статьи 10, части третья и пятая статьи 13, пункты 3 и 4 части шестой, часть девятая статьи 14, часть четвертая статьи 15, статьи 16 - 20 настоящего Федерального закона, которые вступают в силу с 1 января 2015 года.
3. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона и до 1 июля 2014 года устанавливается переходный период, в течение которого:
Правительство Российской Федерации утверждает нормативно-правовые акты, предусмотренные настоящим Федеральным законом, определяет федеральный орган исполнительной власти, который ведет государственный реестр судебных экспертов;
федеральные органы исполнительной власти, Следственный комитет Российской Федерации формируют экспертно-квалификационные комиссии для проведения сертификации компетентности судебных экспертов;
экспертно-квалификационные комиссии федеральных органов исполнительной власти, Следственного комитета Российской Федерации приступают к проведению сертификации компетентности судебных экспертов.
До начала проведения сертификации компетентности судебных экспертов проводится аттестация судебных экспертов в порядке, действующем на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Действующие квалификационные аттестаты признаются действительными до истечения указанного в них срока действия.

 

 

 

 
 
 
Южный экспертный центр
Copyright © 2013
Волгоград, ул. Мира, 13.
(8442) 38-58-57, 917 338-94-87
Контактная информация